Итак, у меня уже случилась практика стерео-композа, несолько недель только этим и занимаюсь собственно.
Что можно сказать. Много ожидаемых проблем, так же много и неожиданных. Ряд выводов вот здесь:
---------------------------------------------------------------------------------------
Часть первая: Оборудование.
Во первых об оборудовании. Как оказалось не так уж и много вариантов у нас имеется для работы. Вот два наиболее приемлемых из них со своими плюсами и минусами:
1. Видеокарта - Квадра с трехпиновым выходом, очки CrystalEyes и CRT монитор. (Ни один из LCD мониторов имеющихся на данный момент в доступности не работает нормально с этим набором.)
Плюсы: Стерео во всех пакетах заводится с пол-оборота, никаких глюков, плавания конвергенции и тп. Глаза не устают, работать очень комфортно.
Минусы: Чтобы найти CRT с 120hz разверткой и более менее нормальным разрешением придется потратить время. Даже найдя его вы столкнетесь с тем что возможного разрешения, четкости и цветопередачи для композа 2K или HD вам будет недостаточно. Совсем совсем недостаточно. На платформе Windows 7, вы не сможете стандартными средствами выставить 120hz у CRT монитора, только хитрое дописание собственных оверайдных дров.
2. Видеокарта - Квадра, очки - Nvidia 3dVision, монитор - Acer GD245HQ
Плюсы: Монитор работает в разрешении HD - 1920х1080, картинка четкая, с цветами все более мение ок. Решение не требует больших временных и денежных затрат. Установка и настройка - 5минут.
Минусы: Стерео в Nuke раз от раза начинает плавать (глубина медленно то пропадает то появляется) лечится это переподключением эмиттера или сбросом герцовки монитора. Запущеный из нюка, в режиме стерео фреймсаклер, при выходе зачастую вывешивает машину наглухо. (как выяснилось при отсоединении эмиттера машина отвисает). Ввиду того что стерео режим включается на уровне приложения а не вьюпорта, постоянное веселое перемигивание мониторов при запуске нового нюка вам гарантировано. 3dVision работает только на Vista или Windows 7, монитор работает в режиме стерео только по DVI подключению.
Выводы: 1 вариант - однозначно для трехмерщиков, не требуется большая реза, требуется комфортный контроль. Все будет четко и гладко. 2 вариант - не смотря на все минусы (они реально не приятны), окупает все своим разрешением и качеством картинки. На данный момент это на мой взгляд наиболее приемлимый вариант для рабочего места композера.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Часть вторая: Начиная работу со стерео-материалом:
В первую очередь нужно запомнить, что при самой грамотной съемке стерео-ригом, мы всегда получаем погрешность положения и поворота одной из камер. В результате - эффект вертикального параллакса. Это как минимум. Кроме того мы имеем различное зерно (отдельная тема вообще) разный цвет черной и белой точек и уровень экспозиции в каждом глазе стереопары.
Начиная работу над шотом обязательно нужно компенсировать неправильное позиционирование одного глаза относительно другого. Иначе ваш дальнейший трэкинг, визуализация и композ тоже будут неверными.
Компенсация производится методом трансформирования одного из глаз стереопары, но иногда (достаточно часто) этого недостаточно. Тогда нам приходится прибегать к нодам GridWarp и SplineWarp. В этом случае следует быть придельно осторожным, любое достаточно сильное искажение и ни один трэкер не сможет правильно просольвить камеру. Если вы делаете компенсацию вручную будьте внимательны, любое горизонтальное сдвижение одного глаза относительно другого даже на несколько пикселов сдвинет точку нулевого параллакса на большое рассточние относительно оригинала. Как показала практика, для качественной работы критически важно иметь максимум информации со съемочной площадки.
Что у вас должно быть:
1. Данные о матрице и объективе, фокусное расстояние.
2. Интерокуляр - расстояние между камерами.
3. Конвергенция - расстояние до точки пересечения осей интереса камер. Или угол поворота камер. (В лучшем случае это лог с данными о конвергенции в каждом кадре на протяжении всего шота, с таймкодом. Или как минимум данные о конвергенции в начале и конце шота).
4. Замеры расстояний до различных объектов сцены и габаритных размеров референсных объектов/персонажей.
На 4-ом пункте остоновимся подробнее. Вы знаете расстояние до точки конвергенции, например 30 метров, но вы не знаете какие из частей сцены соответствуют этому расстоянию. На что ориентироваться в процессе компенсации в композе? Сдвинуть чуть правее или левее? А любое неправильное позиционирование приведет к смещению нулевого параллакса. Кроме того по завершению трэкинга, получив сольв камеры вам обязательно потребуется проверить расстояния от камер до соответствующих объектов и размеры сцены. Без грамотной работы матмувера на площадке это практически не решаемая задача. Естественно есть ряд специальных методов или плагинов ориентированых на решение подобных задач, но и они не дадут 100% верного результата.
После компенсации положения кадров в стерео паре, следующим этапом требуется свести изображения по цвету и экспозиции. В зависимости от условий съемки, для решения этой задачи, вам может понадобится или пара нод цветокоррекции или целый день крапотливого корректирования по маскам и различным диапазонам яркостей. Запомните одно из правил - Реакция линзы на яркие источники света, блики, атмосферные эффекты очень зависима от угла поворота камеры. Поэтому зачастую в одном из кадров может появится например засветка или флэйр эффект, который сильно повлияет на кадр в целом. С этим придется бороться. На выходе, правый и левый глаз стерео-пары не должны отличаться ничем (насколько это возможно) кроме горизонтального параллакса.
Будут вопросы - пишите.
Продолжение завтра.